Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации

       На основании статьи 104 Конституции Российской Федерации на рассмотрение Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы вносится проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
       Законопроект внесен по вопросу, являющемуся предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт «и» части 1 Конституции Российской Федерации).
       

       Приложения:
1. Текст законопроекта на 3 листах;
2. Пояснительная записка;
3. Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного законопроекта;
4. Финансово-экономическое обоснование;

Депутаты Государственной Думы


Вносится депутатами Государственной Думы
Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Статья 1. Внести в Часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2001, № 1, ст.18; №23, ст.2289; №33, ст.3413, 3421; №49, ст. 4554;
2002, № 1, часть 1, ст. 4) следующие изменения и дополнения:
1. В статье 208:
1) пункт 1 дополнить подпунктом 8 следующего содержания:
«8) суммы взносов в профессиональные пенсионные системы, уплаченные работодателями за налогоплательщиков, являющихся застрахованными лицами (участниками) профессиональных пенсионных систем в соответствии с законодательством Российской Федерации»;
2) подпункты 8, 9 и 10 пункта 1 считать соответственно подпунктами 9, 10 и 11 пункта 1.
2. В статье 224:
1) дополнить статью пунктами 4 и 5 следующего содержания:
«4. Налоговая ставка устанавливается в размере 8 процентов для сумм взносов в профессиональные пенсионные системы, уплаченных работодателями
за налогоплательщиков, являющихся застрахованными лицами (участниками) обязательных профессиональных пенсионных систем в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации».
5. Налоговая ставка устанавливается в размере 4 процентов для сумм взносов в профессиональные пенсионные системы, уплаченных работодателями за налогоплательщиков, являющихся застрахованными лицами (участниками) обязательных профессиональных пенсионных систем в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона «Об обязательных профессиональных системах в Российской Федерации».
3. В статье 23 8:
подпункт 7 пункта 1 после слов «Российской Федерации;» дополнить словами «суммы платежей (взносов), уплаченных налогоплательщиком в обязательные профессиональные пенсионные системы в соответствии с законодательством Российской Федерации;»
4. В статье 243:
1) абзац 2 пункта 2 перед словами «(налоговый вычет)» дополнить словами «и взносов в обязательную профессиональную пенсионную систему (системы)»;
2) абзац 2 пункта 2 после слов «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» дополнить словами «и Федеральным законом «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации»;
3) абзац 4 пункта 3 после слов «уплаченного страхового взноса» дополнить словами «и взносов в обязательную профессиональную пенсионную систему (системы)»;
4) абзац 5 пункта 3 после слов «уплаченных страховых взносов» дополнить словами «и взносов в обязательную профессиональную пенсионную систему (системы)»;
5) абзац 6 пункта 3 после слов «(авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование)» дополнить словами «и взносов в обязательную профессиональную пенсионную систему (системы)».
5. В статье 244:

1) абзац 2 пункта 1 после слов «Пенсионный фонд Российской Федерации» дополнить словами «а также на ставки тарифа взносов в обязательные
пенсионные системы, подлежащих уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации и уполномоченные негосударственные пенсионные фонды в соответствии с Федеральным законом «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации».»;
2) абзац 3 пункта 1 после слов «(авансовых платежей по страховым взносам)» дополнить словами «и взносов в обязательную профессиональную пенсионную систему (системы)»;
3) последнее предложение пункта 6 после слов «(авансовых платежей по страховым взносам)» дополнить словами «и взносов в обязательную профессиональную пенсионную систему (системы)»;
6. В статье 255:
1) Дополнить статью подпунктом 17 следующего содержания:
«17) суммы взносов в обязательную профессиональную пенсионную систему (системы) в пользу работников, являющихся застрахованными лицами (участниками) обязательной профессиональной пенсионной системы, при условии, что они не превышают величины, рассчитанной в соответствии с тарифом, установленным согласно Федеральному закону «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации».
2) Подпункты 17-24 статьи считать соответственно подпунктами 18 - 25.
Статья 2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2003 года.


Президент
Российской Федерации


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона

«О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» разработан с целью создания законодательных основ финансирования обязательных профессиональных пенсионных систем, и является частью пакета законопроектов, предусматривающих регулирование профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается, что взносы в профессиональные пенсионные системы, уплачиваемые работодателем за работников, занятых на рабочих местах с особыми условиями труда, обеспечивают работодателям право на получение вычетов из платежей по единому социальному налогу.
Суммы взносов в профессиональные пенсионные системы, уплачиваемые работодателем за таких работников, не подлежат обложению единым социальным налогом и входят в состав затрат при определении налоговой базы по уплате налога на прибыль организаций.
Проектом закона устанавливаются пониженные ставки налога на доходы физических лиц в части доплат, устанавливаемых работодателем в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации в отношении работников, занятых на рабочих местах с особыми условиями.
Проект является альтернативным по отношению к проекту федерального закона «О страховом взносе на финансирование обязательных профессиональных пенсионных систем», являющемуся составной частью правительственного пакета законопроектов по законодательному регулированию деятельности обязательных профессиональных систем.
Проект предполагает иную логику финансирования профессиональных пенсионных систем, соответствующую логике действующего налогового законодательства и не ведет, в отличие от проекта, предложенного Правительством Российской Федерации, к росту налоговой нагрузки на работодателя.
Сбалансированность обеспечивается за счет повышенной заработной платы работников, занятых на рабочих местах с особыми условиями труда, что предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, а также за счет предотвращения сокращения налоговой базы в связи с ростом налоговой нагрузки.
Федеральный закон предусматривается ввести в действие с 1 января 2003 года.


ПЕРЕЧЕНЬ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ,
ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ, ДОПОЛНЕНИЮ ИЛИ
ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ
НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

       В связи с принятием данного федерального закона внесения изменений и дополнений в действующие акты федерального законодательства, а также их отмены не требуется.


Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона

"О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового
кодекса Российской Федерации"

       В законопроекте устанавливается налоговый вычет из платежей по единому социальному налогу, предоставляемый предприятиям и организациям небюджетного сектора экономики, осуществляющим финансирование обязательных профессиональных пенсионных систем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
       Проектом предусматривается предоставление права на налоговый вычет в размере, не превышающем 3 процентов от налоговой базы по единому социальному налогу для работников, занятых на рабочих местах с особыми условиями труда, и - 6 % - для работников, занятых на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах.
        Одновременно учитывается, что вступившим в силу Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрена обязанность работодателя устанавливать повышенный уровень оплаты труда работников, занятых на рабочих местах с особыми условиями труда.
       В этих условиях введение налогового вычета не приведет к сокращению текущих поступлений по единому социальному налогу.
        Также ожидается рост поступлений за счет увеличения базы по налогу на доходы физических лиц, которые в условиях 2003 года составят порядка 15 млрд. рублей.