Заключение
на проект федерального закона
«Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта»

(авторы законопроекта депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ В.А.Востротин, А.П.Коваль, А.В.Шевелев)

В названном законопроекте предусматривается возложение на владельцев опасных объектов обязанности страховать гражданскую ответственность за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта. Такой закон может быть принят в случае его соответствия федеральному законодательству. Однако рассматриваемый законопроект не в полной мере отвечает этому требованию. В данном законопроекте не установлен порядок определения размера страховой выплаты, что не отвечает требованиям пункта 4 статьи 3 Закона РФ от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», согласно которому федеральные законы о конкретных видах обязательного страхования должны содержать положения об условиях и порядке осуществления обязательного страхования к числу которых относятся установление порядка определения размера страховой выплаты. Согласно пункту 4 статьи 3 и статье 10 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» размер страховой выплаты подлежит определению страховщиком при наступлении страхового случая для конкретного субъекта страхования, исходя из степени причиненного ему вреда. Поскольку статья 12 законопроекта, по нашему мнению, устанавливает предельный размер страховой выплаты, то необходимо установить правила определения конкретного размера страховой выплаты.
 

Кроме того, следует иметь в виду, что расходы, связанные с уплатой страховых взносов по обязательному страхованию гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта могут быть включены в состав расходов при налогообложении прибыли страхователя-владельца опасного объекта только при условии если Законом об обязательном страховании установлены условия и порядок обязательного страхования (п.4 ст.З Закона РФ от 27.11.1992г. №4015-1), определяющие:
субъекты страхования,
объекты, подлежащие обязательному страхованию, перечень страховых случаев, минимальные страховые суммы и порядок определения страхового тарифа,
срок и порядок уплаты страховой премии (страховых взносов), порядок определения размера страховых выплат, срок действия договора страхования и другие обязательные положения.
Кроме вышеназванного существенного несоответствия положений законопроекта названному Закону по проекту имеются следующие замечания.
1. Представляется, что определение понятий «страховой случай», «страховая сумма», «страховой акт» не относятся к предмету правового регулирования данного законопроекта (ст.1).
2. Перечень опасных объектов не полностью согласовывается с перечнем, установленным Федеральным законом от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (приложение №1) (ст.4).
3. В части 1 статьи 5 законопроекта не предусмотрено возмещение вреда окружающей природной среде (ст.З).


3
4. Вызывает сомнение правомерность нормы, в которой запрещается возмещение вреда, причиненного жизни и (или) здоровью работникам страхователя, а также их имуществу (п.1 части 2 статьи 5 проекта). Глава 59 Гражданского кодекса Российской Федерации не устанавливает таких ограничений в отношении возмещения вреда. Данное замечание относится и к пункту 3 части 2 статьи 5 проекта, которым предусмотрено не возмещение вреда, причиненного потерпевшему утратой (гибелью), недостачей или повреждением антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение.
5. Определенные в статье 6 законопроекта размеры страховой суммы отличаются от установленных статьей 15 Федерального закона «О
промышленной безопасности производственных объектов» минимальных размеров страховой суммы. Следует отметить, что включение
предлагаемых страховых сумм в налогооблагаемую базу предприятий отрицательно скажется на их финансовом положении.
6. Представляется излишней часть 4 в статье 7, устанавливающая детальный порядок уплаты страховой премии.
7. Пункт 1 части 1 статьи 10 проекта обязывает страхователя уплатить в полном объеме страховую премию в размере и в сроки установленные договором обязательного страхования. Однако, видимо, в пункте 1 речь идет о действиях страхователя до заключения договора страхования. По нашему мнению, выплаты должны производиться после заключения договора в установленные им сроки. В связи с этим данное положение нуждается в уточнении.
8. Из части 4 статьи 12 проекта следует исключить слова «в течение срока исковой давности» в связи с тем, что выплаты поступают в пользу потерпевших, в том числе в пользу физических лиц (см. часть 1 статьи 12 проекта). На основании статьи 208 Гражданского кодекса Российской


Федерации исковая давность не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.
9. Части 3 и 4 статьи 16 некорректны, так как содержат предписания
Правительству РФ.
10. По тексту законопроекта имеются также иные редакционные и юридико-технические замечания.
Таким образом, рассмотренный законопроект нуждается в существенной доработке. В связи с тем, что принятие такого закона повлечет материальные расходы он может быть внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации только при наличии заключения Правительства РФ ( часть 3 статьи 104 Конституции РФ).